Сергей Степанов (remeslenik) wrote in my_remeslo,
Сергей Степанов
remeslenik
my_remeslo

Интерфакс
2008-04-22 12:49:00

Материалы СМИ: "Сусальный репортаж с секретного завода. Накануне Пасхи “МК” узнал, чем на самом деле золотят купола православных храмов"

В советское время попасть на этот суперсекретный завод можно было только с письменного разрешения первого заместителя руководителя “Главалмаззолота”. Да и нынче посторонних на единственном в России Московском заводе по обработке спецсплавов не жалуют. Но для “МК” перед Пасхой сделали исключение.

О том, как производят сусальное золото, которым покрыты купола храмов, скульптуры и фонтаны, интерьеры дворцов, - в материале нашего спецкора.

“Лицо” храма

Со времен властвования Берии на этом предприятии мало что изменилось. На режимную территорию проходим после оформления кипы бумаг. В буферной зоне военизированной охране сдаем под роспись все личные вещи. Приходится снять даже нательный крестик. Для штатных сотрудников требования еще жестче. На входе они полностью раздеваются, отправляются в душевые. К работе приступают, облачившись в спецодежду, которую никогда не выносят за пределы завода. А на выходе их тщательно досматривают: каждый раздевается догола, полощет рот в присутствии “режимника”, тянет букву “а”, приседает...

На предприятии своя прачечная. С рабочей одежды здесь собирают все мельчайшие частицы металла - золотую пыль. Затем отходы брикетируются в специальной пресс-форме, и полученная таблетка вновь идет в плавку.

Под прицелом многочисленных камер наблюдения попадаем на склад. В опломбированных ящиках здесь хранятся бруски чистейшего золота. Двумя пальцами миниатюрный слиток не поднимешь. Каждая из болванок весит 13 кг.

- Чистым золотом купола храмов не покрывают, - говорит начальник участка Сергей Карамзин. - Металл переплавляют на 960-ю пробу: добавляют серебро и медь. - И уже на ходу объясняет значение слова “сусаль”: - “Лицо”, лицевая сторона, поверхность, а по сути - тонкие пластины золота, которыми покрывают поверхность.

В цехе грохочут станки. Расплавленный металл прокатывают в автоматических станах, и мы видим текущую золотую реку. От тянущейся ленты драгоценного металла невозможно оторвать взгляд.

- Золото способно отражать 94% лучей, которые падают на его поверхность, - говорит Сергей Николаевич. - Неудивительно, что прихожанам храма отраженный свет, идущий от куполов и крестов, кажется светом Божьим.

Тем временем тонкую золотую ленту обжигают и разделяют на мерные заготовки. На этом этапе вся автоматизация заканчивается.

Золотобой по “замше”

В кузнечном цехе рабочие, как и сто, и триста лет назад, тяжелыми кувалдами расковывают на гранитном камне золотую фольгу до тончайших листиков.

Пробую одной рукой взять слегка выпуклый молоток и тут же подхватываю его второй рукой. Кувалда весит 8 кг.

Наблюдаю, как более тысячи полупрозрачных золотых листиков помещают в специальную пластиковую форму.

Чтобы заготовки в процессе ковки не сваривались и не рвались, их прокладывают пергаментом. В старину для этой операции использовали оболочки толстых бычьих кишок или плеву, содранную с говяжьей печени. Чтобы соорудить форму - “замшу”, требовалось около 2,5 тысячи кишок. Можно представить, какой в кузнечном цеху стоял запах!

В тонкости технологии посторонних не посвящали. И ныне у каждого мастера есть свои секреты. Процесс ковки сродни шаманству. Чтобы расплющить заготовки в тончайшую золотую пленку - в несколько раз тоньше человеческого волоса, - требуется от трех до четырех часов.

Золотобойцы, по мнению начальника участка Сергея Карамзина, - это особая порода людей. Мало того что нужно иметь недюжинную силу и выносливость - следует обладать глазомером часового мастера: знать, в какое место формы и с какой силой ударить.

Из пяти учеников остается работать в цехе только один кузнец. Сейчас в одной бригаде трудятся и православные, и мусульмане. Средняя зарплата золотобойца - 45 тысяч рублей.

1,25 г “золотинки”

Следующий участок цеха - царство женщин. В обшитой деревом комнате трудятся резчицы. Расплющенное золото мастерицы подцепляют бамбуковыми пинцетами; одно мгновение - и полупрозрачные листики сусали оказываются на специальной подушечке. Расправляют тончайшие лепестки мастера с помощью... дыхания. Нечаянный выдох - и золотое великолепие может оказаться на полу и рассыпаться в прах. А попробуй чихни…

Обрезав сусаль ножом по определенному формату, резчицы подшивают листочки толщиной от 0,2 до 0,9 микрона в миниатюрные золотые книжки. Каждая “золотинка” проложена папиросной бумагой.

По информации, нанесенной на титульный лист книжки, можно документально проследить ее историю: кто ее делал, когда, из какой плавки. Каждый кузнец и резчица имеют свой номер.

Норма резчиц - 17 книжек в смену. В типовой брошюрке - 60 страничек-“золотинок” размером 91,5 на 91,5 мм.

Каждая золотая книжечка взвешивается. Смотрю на электронные весы. На экране высвечивается: 1,25 г. Всего-то?!

- Книжки весом 2,5 грамма и более используются для золочения только наружных поверхностей, меньшего веса - для золочения интерьеров, - объясняет Сергей Карамзин.

Взвешенная нами “кроха” 960-й пробы стоит около 70 долларов. Но что можно позолотить этим граммом с хвостиком? Оказывается, примерно 0,5 кв. м площади. Вес каждой взвешенной нами книжицы тут же распечатывается на ленте принтера. Отдельно сдается обрезь сусали. Данные тут же заносятся в компьютерную систему. На предприятии учитывается каждый грамм. Небрежное отношение к хрупкому товару шокирует его производителей. Было дело, покупатели бросали сусаль в пакете в машину на мокрый пол. Бумага намокала, золото ломалось. Теперь каждую книжечку на заводе “одевают” в вакуумную упаковку. Даже если брошюрка попадет в ведро с водой, сусаль не повредится.

Завод “под прикрытием”

После смены ветераны завода вспоминают, как в советские годы почти все сусальное золото отправляли на экспорт, лишь незначительная часть шла на военные заводы. Работало предприятие “под прикрытием” - остановку объявляли как “Завод твердых сплавов”.

Выпускали сусальное золото в богатой цветовой гамме: желтое, белое, лимонное, красное... А зеленым золотом покрывали кокарды, ленточки на фуражках моряков. Ныне уникальное предприятие выпускает от 30 до 60 кг благородного металла в год.

- Большую часть продукции берет Русская православная церковь на купола и иконостасы, - рассказывает Сергей Карамзин. - Но в последнее время стали поступать и частные заказы. Народившийся класс буржуазии охотно использует золочение в интерьерах своих домов.

Покупают сусальное золото также мебельщики, художники, владельцы высококлассных гостиниц и даже... пенсионеры.

- Недавно пожилой мужчина приобрел у нас книжечку из 10 листочков за 12 долларов, чтобы позолотить буквы на надгробии своей жены, - рассказывает Сергей Карамзин. - Любовь к “золотому благолепию” у россиян генетическая. На Руси издавна было принято золотить интерьеры и фасады домов. Месяц назад заведующему отделением в институте Склифосовского мы поведали, как позолотить декоративные элементы спинки его дивана. Он купил у нас несколько книжечек. Сам вооружился лаком и кисточкой, остался доволен результатом.

Мастера-позолотчики “баловство” непрофессионалов воспринимают с улыбкой. Они работают артелью, высоко над землей. Прежде чем приступить к золочению купола или креста, вокруг него строят деревянный домик - кожух. И упаси бог, кто-то во время работы откроет во времянке дверь. Сусальное золото не любит сквозняков и перепада температур.

Перед работой мастера проходят обряд причащения: выпивают стопку водки с брошенной внутрь позолотой.


Светлана САМОДЕЛОВА
"Московский комсомолец"
22 апреля 2008 г.


См. также в рубрике "Мониторинг печатных СМИ".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments